Немного тяжело дышать? Не всегда немного? Сердечко барахлит… Хотя поводов, вроде и не было. Изредка кашель, странные боли в груди, опять же – одышка… И что? Ничего особенного. Обычная эмфизема легких. Прогрессирует неспешно, к кашлю своего «носителя» приучает постепенно. Ну, а в легких «надувает шарики». Так сказать, развлекается. Правда, когда «шарики» (альвеолы) скопятся в буллы (вот тебе и буллезная эмфизема), и вдруг – из-за резкого движения человека – начнут разрываться, будет больно. Причем, настолько, что понадобится «скорая помощь».
Поводы есть всегда
А то, что «поводов не было » - забудьте. Они были. Ведь основная причина эмфиземы – хронический бронхит (у мужчин бывает чаще, чем у женщин). Собственно, он так развивается. Был подростком – был бронхитом. Повзрослел – стал эмфиземой легких. Наверняка могли подсобить наследственные факторы. Заболевания легких (например, туберкулез). В итоге ткань легких перерастянулась. Количество воздуха в легких возросло. И стала образовываться эмфизема. С многочисленными воздушными мешками в легких (диффузная форма). С периодической сочетаемостью нормальных и ненормальных участков легочной ткани (локальная эмфизема). Или упомянутая выше буллезная эмфизема. Курение, кстати, тоже сделало свой активный вклад. Убедитесь сами. Альвеолярные мешочки в легких обычно вырабатывают макрофаги – особые защитные клетки, разрушающие частицы, вдыхаемые с сигаретным дымом. Это, как правило, помогает легким, однако эти же макрофаги, в свою очередь, вырабатывают эластин и коллаген. Эластин разрушает в легких протеин, и способствует расширению легких. А коллаген содействует сокращению легких. Словом, типичный внутренний кавардак. Не без помощи сигареты, естественно. И разве возможно, в условиях таких перипетий, нормально выполнять работу по обеспечению организма человеческим дыханием? Не возможно. Эмфизема, однако. В смысле, одна из разновидностей.
Дышите. Не дышите. Но лучше – дышите
На ранних стадиях эмфиземы основным симптомом служит одышка. Особенно, при физической нагрузке. Поначалу она ведет себя как бы робко, скромно, нерегулярно, летом стесняется, зимой проявляется. Затем одышка осваивается. И напоминает о себе в любое время года. И чем дальше – тем хуже дышать. Тяжелее. Сложнее. Даже в состоянии полного покоя. Короткий вдох («острый», «хватающий» воздух), и удлиненный выдох (при сомкнутых губах, надувая щеки, «пыхтение». Соответственно, дыхательные движения грудной клетки уменьшены, а в дыхании участвуют дополнительные мышцы груди и шеи. Одышка окончательно заявляет о своем прогрессировании и больной (который терпел ее долгие годы, и даже не подозревал об этом) внезапно обнаруживает себя в состоянии, угрожающем его жизни. Более того, чтобы относительно терпимо дышать, ему приходится ложиться на живот, и опускать вниз голову и плечи. Дальше – смешнее. При тяжелой эмфиземе горизонтальное положение не помогает. Наоборот. И больные вынуждены даже спать сидя. Наклонившись немного вперед, оперев руки о колени, или о край постели. Плюс – это, конечно, крайности, но все же – цианоз. Голубой оттенок у языка, губы и ногти приобретают синеватый цвет. Реально приближается инвалидность. Но не факт, что человеку с отечным лицом, бочкообразной грудной клеткой, коротким вдохом, затрудненным выдохом, частым кашлем и явно нездоровой жестикуляцией в районе сердца от присутствия инвалидности станет легче. Даже в состоянии полного покоя. Так что – дышите. Непросто, нелегко, неудобно, но дышите. Потому что пока человек дышит, он способен сделать шаги в направлении лечения. Возможно, именно для этого он и дышит. Возможно, дыхание – это и есть один из вариантов лечения. И не только в отношении эмфиземы.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии
Войти