Психиатры рассматривают семьи, в которых есть психически больные, в четырех совершенно разных плоскостях относительно того, как эти семьи могут способствовать восстановительному процессу у пациента: первая - источник информации; вторая - родственники, которые ухаживают за больными; третья - стрессор для больного, когда требуется просвещение ее членов; четвертая - дисфункциональная система, которой необходима семейная терапия.
Взгляд со стороны
В целом специалисты небрежно относятся к потребностям семей, считая их не более чем посредниками, которые способствуют процессу восстановления пациента. Как альтернатива или дополнение к семейным группам самопомощи, модель семейного консультирования дает специалистам ориентиры для совместной работы с различными семьями, направляющими свои усилия на то,чтобы справиться с серьезным психическим недугом у своего родственника.
Когда член семьи тяжело болен, понятно, что и семья, и медицинские работники основное внимание уделяют больному. Теперь ее потребности отодвигаются на второй план. Если заболевание приобретает хроническое или рецидивируещее течение либо ( как полагают) имеет неблагоприятный прогноз, оно в значительной степени влияет на семью и это заслуживает специального рассмотрения в сочетании с помощью, которая, однако, отличается от той, которую оказывают пациенту.
Семья и больной
Психические заболевания у родственников нарушают жизнь семьи, требуют неожиданного изменение семейных ролей и дополнительных финансовых вложений, разрушают мечты и планы на будущее, а также нередко вызывают усиливающееся чувство напряженности, отчаяния и горя из-за того, что могло быть, если бы не было этой болезни.
Болезнь Альцгеймера и шизофрения приводят к утрате эмоционального контакта с физически живым пациентом, поэтому переживание горя особенно болезненно, неоднозначно и трудно разрешимо. В случае тяжелого хронического психического заболевания, особенно шизофрении, возникает дополнительное бремя стигмы, с дистанцированием и ожиданием от родственников и друзей, а так же мистификацией и сложностью интерпретации симптомов и эффектов лекарственной терапии. Наконец, родители часто испытывают чувство растерянности, вины и стыда; они обвиняют себя в случившемся, они редко осознают, что и специалисты обвиняют их в том, будто они вызывают заболевание или поддерживают его развитие.
Что именно необходимо этим семьям?
- Чаще всего выражаемая потребность семьи – непосредственная обстоятельная информация о недуге. Это означает больше, чем просто сообщить о диагнозе заболевания. Большинство людей уже подозревали о диагнозе или слышали название. Им необходимо и хочется получить возможность обсудить со знающим специалистом последствие заболевания, его предполагаемые причины, узнать, что, по мнению врача, произойдет в ближайшем и отдаленном будущем с симптомами и качеством жизни, а также о вариантах лечения, включая побочные эффекты лекарственных препаратов.
- Семьи хотят услышать конкретные предложения в отношении того, как они могли бы справляться с трудным поведением, которое, разумеется, в значительной степени варьируется от пациента к пациенту. Вначале все это – еще показание не для проведения семейной психотерапии, а лишь для непосредственной практической первой консультации.
- В настоящее время, в период деинституализации и при ограничении времени пребывания в больницах, семьи и пациенты нуждаются в помощи при рассмотрении вариантов места жительства больного, не обязательно в доме семьи.
- Семьи хотели бы узнать о других таких же семьях с аналогичными переживаниями, вызванными психическими заболеваниями родственников, чтобы иметь возможность общаться с ними.
- Реже всего, члены нуждаются в помощи, предполагающей облегчение дистресса и горя, обусловленных рухнувшими планами и мечтами.
Биомедицинский подход к семье как источнику диагностической информации о пациенте
С точки зрения этого подхода основная цель встречи сотрудника учреждения с членами семьи – получить новые или подтверждающие анамнестические сведения пациента и соблюдении им графика приема лекарственных препаратов в прошлом. Эта исходная информация вместе с генетически ориентированным семейным анамнезом психического заболевания широко используется, поскольку облегчает диагностику и планирование лечение пациента.
Однако у занятого приемом больных психиатра обычно нет времени или его недостаточно, чтобы изменить направление потока информации и задать вопросы либо ответить на них, отреагировать на жалобы и тревожные переживания членов семьи. В большинстве отделений обсуждение эмоциональных и информационных потребностей считают обязанностью вспомогательного персонала, даже если на многие вопросы ( например, о лекарственной терапии) может удовлетворительно ответить, с точки зрения семьи, только хорошо осведомленный в области медицины психиатр.
Семья как опекун больного
Довольно часто исключение семей из жизни пациента во время его госпитализации внезапно меняется на противоположную ситуацию, когда он выписывается под опеку семьи, при этом больничный персонал выражает лишь некоторое сожаление, сообщая о том, что соответствующих альтернативных методов оказания помощи по месту жительства нет.
В некоторых отделениях врачи оценивают семью как ресурс для программ психологических и социальных вмешательств, осуществляемых по месту жительства, но действуют по принципу, что, если семья физически присутствует, можно – и следует – считать ее основным помощником больного. Некоторые семьи добровольно берут на себя эту обязанность вполне спокойно. Однако другие семьи явно и активно протестуют против того, что специалисты не выясняют их эмоциональную пригодность и экономические возможности, не анализируют альтернативы домашнему уходу. Чтобы хотя бы минимально соблюсти нормы этики по отношению к семьям, специалисты не должны принимать на веру способность и готовность семей брать на себя ответственность по осуществлению ухода за больным. Решение вовлечь семью в этот процесс должно приниматься совместно с больным, другими членами семьи и персоналом.
Семья как стрессор для пациента
Среди многих стрессоров и защитных факторов , которые можно было бы проверить, особенно пристальный интерес вызывают так называемые выражаемые эмоции, чаще всего родителей по отношению к своему ребенку, больному шизофренией. Сильно выражаемые членами семьи эмоции являются стрессором, прогнозирующим развитие рецидива заболевания. В некоторых отделениях при проведении исследований или осуществлении специальных программ, ориентированных на семью, психиатрическое просвещение предлагалось только членам семьи, которые слишком сильно проявляют свои эмоции. Таким образом, семья рассматривалась как действующая сила для поддержки достигнутых у пациента успехов лечения.
Семья как источник проблем
В других программах семейной психотерапии, с противоположной концептуальной основой, главная проблема подвергается рефреймингу, т.е. представляется не как недуг у отдельного пациента, а как нарушение нормальной деятельности семьи. Системную или стратегическую семейную психотерапию проводят с семьями, в которых наблюдается дисфункциональная иерархия или отклоняющееся от нормы общение. Основная цель – изменить дисфункциональные семейные структуры. С помощью семейной психотерапии тяжесть имеющихся у пациента симптомов будет уменьшаться или, по крайней мере, они не будут выступать на первый план. Изменения в семье станут ее основной целью и принесут наибольшую пользу семейным отношениям и всем членам семьи.
Семейное движение самопомощи
Важно признать: что не все больные шизофренией и их семьи оптимально или адекватно обслуживаются группами самопомощи. Врачи которые хотят направить семьи в эти группы, обнаруживают, что многие (сколько – неясно) не хотели участвовать либо участвовали лишь непродолжительное время, при этом, как было установлено, их потребности не удовлетворялись местным отделением организации.
Семейное консультирование
Семейная консультация способствует рациональному и экономному использованию профессиональных и общественных ресурсов, которые почти повсеместно слишком ограниченные.
Во время семейной консультации семья ( как консультируемая) может требовать, чтобы специалист (как консультант семьи) высказал свое мнение о недуге заболевшего члена семьи. Во время семейной консультации семья не становится пациентом и не рассматривается консультантом как патологический или нездоровый элемент. Во время консультации врач, ориентированный на семью, является консультантом для семьи, которая обратилась за информацией и советом по поводу трудной проблемы – психического заболевания у ближайшего родственника. Консультант и консультируемый сообща обсуждают информацию о проблеме: семья рассказывает о своих наблюдениях, а врач делится с членами семьи специальной информацией и опытом. Консультант анализирует ситуацию с семьей и рассматривает возможные варианты как можно с более широкой точки зрения, но выбор определенной линии поведения должен быть понятным для семьи.
Семейная консультация начинается с признания того, что проблема существует, но изначально нет предположения, что ее вызвали семейные взаимоотношения. Когда начинается семейная психотерапия, семья обычно уже признала, что имеющиеся у больного симптомы – это проявления нарушения функционирования семьи, а следовательно, она должна измениться для того чтобы решить предъявляемую на рассмотрение проблему.
Во время семейной консультации члены семьи оставляют за собой право решать, что они как семья будут делать для решения проблемы и будет ли это и каким способом обязанностью семьи.
Важным шагом в семейной консультации является взаимный обмен опытом и информацией. Когда члены семьи все еще крайне напряжены из-за недавно возникшего у близкого родственника заболевания, послужившего причиной госпитализации, нередко в первую очередь им необходим сочувствующий слушатель. Процесс выслушивания поможет семейному консультанту начать понимать пациента и семью в определенном контексте, но важно знать, что это только предварительный и обычно отрицательный фрагмент общей картины. Затем консультант сможет спокойно собрать анамнестические сведения, необходимые для диагностики, а семья в свою очередь узнает мнение специалиста о характере и значении заболевания, а также о возможных вариантах лечения.
Психолог, Светлана Томберг
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии
Войти